- Имитация
- – подделка своего голоса, мимики, жестов под коммуникативное поведение другого, изображение его речевой манеры. Черта шутовства, смягченный вид передразнивания. Обижает или оскорбляет имитируемого присутствующего. В отношении отсутствующего лица также культурными людьми оценивается отрицательно.
* * *
– подражание объекту обожания или ненависти, копирование его речи, голоса, манеры поведения.Объектом психоанализа является не сознательная, а бессознательная имитация, тесно связанная с процессом идентификации. Она соотносится прежде всего с ранними стадиями развития ребенка, когда после шестого месяца жизни он оказывается способным имитировать действия взрослых и прибегать к жестовой идентификации с ними.
Проявляющиеся в форме жестов имитация и идентификация являются важными вкладами ребенка в формирование объектных отношений. Как правило, они обнаруживаются на ранней стадии развития ребенка в процессе игр между взрослыми и младенцем. Ребенок пытается имитировать какой-нибудь жест, инициированный взрослым человеком. Позднее, в процессе своего дальнейшего развития он берет инициативу в свои руки и осуществляет имитацию поведения взрослых даже в их отсутствие.
Некоторые психоаналитики считают, что далеко не всегда осознается реальный факт, свидетельствующий не только о способности ребенка имитировать взрослых, но и проявлении такой идентификации, когда взрослые подражают ребенку. По мнению Р. Шпитца (1887–1974), этот феномен «играет важную роль в становлении и развитии объектных отношений, как с точки зрения родителя, так и с точки зрения ребенка».
Имитируя жесты и слова маленького ребенка, родители осуществляют идентификацию с ним на примитивном уровне. Вторжение на «детскую территорию» становится возможным лишь тогда, когда родители совершают временную регрессию к интересам ребенка. Эти идентификационные процессы у родителей представляют собой существенную часть объектных отношений. Сами по себе такие процессы способствуют развитию ребенка и развивают его потребность в идентификации с родителями. Как считал Р. Шпитц, имитация со стороны родителей, несомненно, интенсифицирует процесс идентификации ребенка с ними и ускоряет процесс научения. Вместе с тем взаимодействие родительской и детской агрессии, например, может привести к такой трансформации отношений между ними, при которой возможна фрустрация ребенка и порождение у него различного рода страхов. Причем роль взаимной имитации может оказаться деструктивной и негативным образом сказаться на индивидуальной истории жизни ребенка. Тем не менее в целом способность к имитации играет положительную роль в развитии ребенка. По выражению Р. Шпитца, «независимо от того, усиливает или нет родительская имитация жестовую и вербальную имитацию самого ребенка, подобное взаимодействие, включающее в себя взаимную жестовую и вербальную имитацию, оказывает огромное влияние на прогрессирующее развитие личности ребенка».
* * *
(лат. imitatio - подражание) - 1. преднамеренное подражание поведению кого-либо, связанное с потребностью в отождествлении себя с ним. В бихевиоризме более предпочтительным считается термин моделирование - см.); 2. преднамеренное подражание поведению больного человека большей частью в корыстных целях; в судебно-психиатрической практике чаще используется термин симуляция (см.); 3. подражание поведению здорового человека пациентом либо лицом, не отвечающим требуемым стандартам профессиональной пригодности; в клинической и судебно-психиатрической практике обычно используют термин диссимуляция (см.); 4. электронное копирование уникальных объектов. Бодрияр (1983) указывает, что современное общество столь насыщено электронными версиями объектов, что различие между реальностью и виртуальным миром более не имеет прежней силы. Некоторые люди готовы больше верить тому, что им преподносят интернет, телевидение, чем диктует им их здравый смысл. Термин имитация иногда используется как синоним мимикрии (см.).
* * *
(от лат. imitatio — подражание, подделка) — воспроизведение характеристик некоторой системы, ситуации, события или явления в обстановке, отличной от той, в которой протекает реальное явление (напр., деятельность оператора). Средства, с помощью которых может быть достигнуто это воспроизведение могут быть физическими или символическими (в частности, цифровыми). Физическая И. может быть такой точной, что ее бывает трудно отличить от оригинала, который она имитирует. Однако полнота такой И. не всегда бывает достаточно высокой. Примером могут служить различного рода военные учения, деловые игры. Символическая И. может быть достаточно полной копией протекающих в оригинале процессов, но наглядного сходства с ним в этом случае обычно не бывает. Примером этого является моделирование реальных процессов методом статистических испытаний, иначе — методом Монте-Карло (см. Имитационное моделирование). И. деятельности оператора (группы операторов) может быть частичной или полной, физическая И., как правило, имеет частичный характер, поскольку, хотя физические характеристики процесса или системы можно воспроизвести достаточно точно, оперативные условия деятельности не поддаются полному воспроизведению. При полной И. характеристики системы, окружающей среды вместе с их входными сигналами и ответными реакциями оператора представляются символически, посредством математических выражений. Все операции этой математической системы выполняются вычислительной машиной с помощью метода статистических испытаний. Помимо рассмотренного, А. И. Нафтульев предлагает различать динамическую и цифровую И. Первая протекает в реальном масштабе времени, вторая — в ускоренном масштабе. Основное отличие динамической И. от цифровой заключается в основном в том, что в первом случае человек как бы непосредственно выполняет (имитирует) свои функции, а во-втором основные его функции имитируются с помощью ЭВМ. Подытоживая сказанное следует отметить, что физическая И. обычно носит динамический и лишь частичный характер и осуществляется в реальном масштабе времени; символическая И., напротив, может носить более полный характер и протекает в ускоренном масштабе времени.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.